ЯМА-НИЯМА
Индийским мудрецом по имени Патанджали во II в. до н. э. в труде "Йога-сутра" йога была разделена на 8 этапов или ступеней, которые следует поочередно осваивать для становления гармоничной личности и достижения состояния просветления (самадхи).
ЯМА-НИЯМА или "КОДЕКС" ЙОГА
Яма-нияма - первые две ступени, фундамент, на котором йог начинает строить свою духовную жизнь. Эти предписания и запреты приводят тело и ум в согласие с законами Природы, ведут к внутреннему и внешнему благополучию, счастью, а также усиливают привлекательность духовной практики для начинающего йога.
Как говорил Патанджали, ямы и ниямы не должны зависеть от положения в обществе, места, времени или возможности. Он настаивал на том, что мы не должны искать оправданий с целью избежать делать их. Если мы начнем искренне практиковать эти качества, неизбежно возникнет ситуация, при которой появится сомнение в возможности практики. Однако, если мы будем упорны, то Вселенная, а не мы, начнет приспосабливаться. Это глубокая и тонкая наука, которая говорит о законах чудес. Наше сознание, работая по законам тонкого магнетизма, создает ситуации точно так же, как сознание Бога создает Вселенную. Главная роль принадлежит сознанию, а не форме. Божественное сознание, работающее по чистому каналу, (установленному в ямах и ниямах) может создать любое чудо.

5 правил ямы
Человеку не легко осознать законы, управляющие его природой, разве лишь после многочисленных и мучительных проб и ошибок (и нередко слишком поздно)
Предписания Ямы, воспринятые в полном объеме, охватывают все поле морали. Выполняя данные предписания, йог избегает главных трудностей, которые могут остановить его продвижение по пути Самоосознания. Нарушение морального кодекса не только порождает проблемы в нынешней жизни, но и имеет долговременные кармические последствия, опутывающие нарушителя цепями страданий и смерти. Самоограничение воюет с желанием потакать поведению, противоречащему закону морали, и помогает нейтрализовать кармические последствия прошлых ошибок.
АХИМСА
Практиковать ненасилие значит выполнить задачу не только не причинять вреда ничему живому, но даже и не желать этого. Когда эти внутренние, часто подсознательные тенденции нашего изолированного эго будут уничтожены, мы достигнем гармонии в своей жизни и совершенной внутренней свободы. Когда человек совершенен в "яме" и " нияме", у него появляется особая сила "сиддхи". Когда человек совершенен в ненасилии, весь мир вокруг него становится миролюбивым. Иногда люди, даже осознанно не практикующие йогу, но получившие хорошее воспитании и имеющие высокие моральные стандарты поведения, интуитивно ощущают доверие ко всем событиям, которые происходят в их жизни. Они без страха и сомнений отправляются в далекие путешествия, ездят автостопом, с детским восторгом бросаются на встречу всему новому и неизведанному, совершенство в ахимсе сделает даже диких зверей и свирепых преступников ручными и безобидными в нашем присутствии.



Слово ахимса было популяризовано в наше время Махатмой Ганди. Путём ненасильственного сопротивления он добился политической независимости Индии от Британии. Но ему, увы, не удалось донести до индийцев более глубокий смысл этого учения. Даже сегодня большинство видит в этом последнюю надежду побеждённых. Но при правильном понимании ахимса представляет собой абсолютное оружие сильных. Врага она превращает в друга, устраняя саму возможность дальнейших конфликтов.

Необходимо понимать не только грубые аспекты принципа ахимсы, но и тонкие. Нанося человеку самый незначительный вред – например, убивая в нём энтузиазм (являющийся, в некотором смысле, жизнью внутри него), высмеивая его или относясь к нему неуважительно, – вы причиняете ему вред, который отражаясь, возвращается к вам. Таким образом, совершенное соблюдение ахимсы встречается крайне редко. Хотя настоящих убийц не так уж и много, обида словами или презрительным взглядом – обычное явление среди людей.

Сейчас - в кали югу - люди часто подстраивают смыслы древних писаний под свои привычки и интересы (кошерное мясо у евреев, которые при забое скота ухитряются не проливать его кровь - пример извращенной трактовки заповеди "не проливать кровь").

Не оправдывай свои пороки, если тебе посчастливилось их обнаружить, но и не воюй с ними. Начинайте медитацию с посыла волн благословения всем людям. Если ты с кем-то в ссоре, пошли ему свою любовь. Пока ты не научишься этому, ты не сможете глубоко медитировать. Подсознательное неприятие способствует физическому напряжению и эгоистической отчуждённости от великого потока жизни, влиться в который и должна нам помочь медитация.

В применении к позам йоги непричинение вреда означает ненасилие над собственным телом. Любую асану следует входить через расслабление, а не через насилие над собой. Сделай практику асан процессом самопознания, а не беспощадного самоистязания.

САТЬЯ
Тот, кто прочно утвердился в правдивости, развивает способность получать плоды действий, вообще ничего не делая. Одна только его мысль, одно только его слово будут обязательными для вселенной. По факту придётся приводить себя в соответствие ее воле, настроенной на более глубокую реальность. Святой способен лечить других, просто говоря им в глубокой концентрации: «Исцелись!». Совершенная правдивость играет существенную роль в медитации как защита от галлюцинаций и привязанности к общим иллюзиям человечества. Ум, находящийся под влиянием поднимающихся из подсознания тенденций, легко склоняется к самообману. Голюцинации бывают не только зрительными, но способны принимать и иные обманчивые формы, например, "интуитивного" руководства. Поскольку они исходят из подсознания, то тянут ум вниз, прочь от сверхсознания.
Следует отличать истину от констатации факта. Истина всегда благотворна, тогда как констатация факта может принести как добро, так и вред. Если какие-то слова могут причинить вред, их нельзя считать истиной в высшем смысле. Если невозможно говорить искренно, не рискуя навредить, то лучше вообще ничего не говорить. (Вот одна из возможных причин того, почему некоторые индийские аскеты практикуют постоянную мауну - молчание). Напомню, совершенство в воздержании от неправды до такой степени развивает ментальные силы, что простое слово становится причиной объективных событий. Достаточно лишь сказать о чём-то, чтобы это произошло на самом деле. В связи с этим становится крайне важным, чтобы каждое наше слово было позитивным и доброжелательным, хотя бы в намерениях (невозможно предугадать чужую реакцию), ибо негативные или недоброжелательные мысли способны причинять вред.
АСТЕЯ
Отслеживай желание взять что – либо, не принадлежащее тебе. Это касается не только материальных вещей, но и более тонких, таких как похвала или должность.

Сила, приходящая с совершенным выполнением этой ямы - это то, что любое необходимое богатство приходит само.

На материальном плане стея (стяжательство) - это взять чужую вещь или не отдать, то что другим причитается (вызвать такси и не поехать). На тонком ментальном плане хотеть присвоить чужое, но передумать или решить не возвращать долг так же будет стяжательством.
Секрет внутреннего покоя заключается в отказе от желаний. Во время медитации желание чего-либо внешнего по отношению к себе выводит ум из истинного "Я" вовне, а любое желание, влекущее ум вовне, препятствует достижению успеха в медитации.

Во время медитации осознай самодостаточность в самом себе, почувствуй что тебе ничего внешнее не нужно. Говори себе: "Я ничем не владею – я свободен! Я ни кем не владею – я свободен! Я вечно совершенен, вечно свободен в самом себе!"

Чтобы культивировать в себе качества астеи жертвуй часть своих доходов на что то благостное или помогай людям, которые в данный момент в этом нуждаются. Во внутреннем огне радости и удовлетворения, разожженном такими действиями сгорят остатки эгоизма и жадности.

Качество нестяжания, развитое в совершенстве, вырабатывает тонкий магнетизм, позволяющий его обладателю без усилий привлекать нужные ему вещи. Поэтому он никогда не волнуется о том, что не получит нужное ему, чем бы это ни было. Он обязательно получит то, в чём нуждается.


АПАРИГРАХА
Непривязанность к результату своих действий, но действие ради самого действия. Отсутствие чувства собственничества и желания обладать.
Непринятие составляет естественную пару с нестяжанием.
Нестяжание означает непривязанность к тому, что не принадлежит нам, непринятие же означает непривязанность к тому, что мы обычно считаем своей собственностью. Дело в том, что нам на самом деле не принадлежит ничего. Всё – наши тела, поступки и даже мысли – принадлежит Абсолюту.
Не привязывайся к тому, что считаешь своим. Жадность исходит от определенного уровня незащищенности, и чем больше мы развиваемся духовно, тем больше мы полагаемся на силу и поддержку Вселенной. Вспомните, сколько дней в жизни вам приходилось вынуждено голодать или не было ночлега? Скорее всего ни одного...
Сила, приходящая при совершенном выполнении этой ямы, это то, что мы можем ясно видеть свое прошлое, настоящее и будущее.

Чтобы вспомнить свои прошлые жизни, необходимо удалить сознание и энергию от тела и войти в состояние сверхсознания. Лишь не отождествляясь со своим нынешним телом, душа вспоминает свои прежние личности.

БРАХМАЧАРЬЯ

Последней ямой, которая в "Афоризмах" Патанджали идёт четвёртой, является брахмачарья – самоконтроль, или более дословно, "наполнение Брахмой (Высочайшим Духом)".

Брахмачарья означает контроль всех естественных потребностей.

Огромное количество энергии уходит на мысли или на поиски чувственных наслаждений, сюда же пустые разговоры, жалобы и пeреедание. Йога вовсе не ставит вопрос о правильности или греховности секса и развлечений , она говорит о том, как и куда мы должны направлять свою энергию. "Сиддхи", которые приходят, когда мы научимся не растрачивать энергию через чувства – это огромная умственная и духовная жизненная сила.


Выдвигаемый данным учением идеал состоит в том, чтобы жить в отождествлении с Духом, сознавая себя душой, живущей через тело, и больше не желая считать себя эго, сосредоточенным в телесном сознании. Мы должны жить так, чтобы овладеть своими влечениями, а не позволять им владеть нами.

За каждым внешним переживанием мы можем разглядеть радость собственного существа, видеть высшее сознание во всем, осознавать, что Абсолют смотрит на нас через глаза собеседника, видеть его в небе, ветре, машинах, прохожих. Если тебе удается удерживать эту волну, ты никогда не устанешь. Это в каком-то смысле голос совести - как ты можешь позволить себе быть несобранным, огорченным или рассерженным, помня о высшей цели.

Ты будто каждое мгновение отдаешь себя без остатка этому самому мгновению и в тот же миг наполняешься заново. После освобождения от власти чувств приходит чистое вдохновение.

Совершенный контроль над всеми своими естественным склонностями даёт нам неисчерпаемую энергию. Ибо наша энергия и воистину всё, что мы способны выразить в творческом энтузиазме, изливается тем обильнее, чем шире мы раскрываем источники жизни внутри себя.

5 правил ниямы
Нияма предоставляет в распоряжения йога армию духовной самодисциплины, обеспечивающей победу над батальонами порочного поведения и прошлой дурной кармы.
Шауча (чистота)

"Чистота" составляет естественное сочетание с ахимсой (ненасилием), ибо лишь отказом от желания проявлять какое бы то ни было насилие по отношению к другим мы развиваем ту прекрасную невинность, которая является самым несомненным признаком внутренне чистого и пребывающего в покое сердца. Чистота даёт равнодушие к собственному телу и утрату необходимости общения с другими. Необходимость в человеческом общении порождается сознанием обособленности от других. Мысленное принятие обособленности само по себе является актом насилия, поскольку препятствует осознанию составляющего основу жизни единства. Совершенствованием ненасилия мы достигаем той абсолютной внутренней чистоты, которая и рекомендуется ниямой чистоты.

Виды чистоты:

-Внешняя физическая чистота - чистота тела, одежды, жилища.

-Внутренняя физическая чистота - чистота внутренних органов - поддерживается диетой, регулярным оздоровительным голоданием.

-Внешняя психическая чистота - следует быть крайне избирательным к поступающей информации, и порой беспощадно фильтровать окружение, тщательно выбирать книги и фильмы.

-Внутренняя психическая чистота - чистые мысли. Физическое влечение(Кама)- желание, гнев, зависть, жадность гордыня (смирение) привязанность (к людям) - замена на благостные мысли

-Духовное загрязнение (карма прошлого) очищиется в глубоких медитациях.

То, что лежит у нас под ногами на улице, это не грязь – там правильнее считать это землёй. Только попадая в дом, земля считается грязью. Стремление к мирским вещам является признаком внутренней нечистоты.


Сантоша (довольство)

Принимать вещи такими, как они есть и быть довольным – высшая степень добродетели. Однако это не означает, что нужно стать апатичными или ленивыми. Сила, которая приходит при безупречном Довольстве – высшая степень блаженства.
Тапасья (самоограничение)

Нам следует научиться быть хозяином своих "хочу" или "не хочу" и уметь доводить до конца свои начинания. Традиционно, эта нияма означает совершенствование наших способностей по самоограничению и аскетизму – индийские писания содержат много историй о святых, получивших магические силы посредством выполнения этой ниямы. Но хотя на первый взгляд там имеется ввиду сила по отношению к окружающему миру, при более глубоком понимании становится понятно, что они говорили о силе по отношению к своему невежеству. Различные психические силы приходят при безупречном выполнении этой ниямы.
Самоограничение представляет собой естественное следствие брахмачарьи (самоконтроля), ибо подразумевает настрой на приём энергии, которая прежде направлялась вовне, и всё более усердное перенаправление её на духовный поиск.


Жители Запада не испытывают особой любви к понятию тапасьи, или аскетизма. Для них жизнь в довольстве означает изобилие так называемых «хороших» вещей: телевизора, элегантной одежды, вкусной пищи, самого современного автомобиля. Но, как мы уже говорили, все эти вещи лишают человека чувства удовлетворения. Чем больше вещей манит его, тем большую пустоту ощущает он в своём сердце. Необходимо устранить – просто вышвырнуть – из своей жизни соблазны, заманчиво призывающие нас с рекламных щитов, от которых разбегаются глаза у тех, кто ещё надеется найти удовлетворение в вещах. Без определённой твёрдости сопротивляться этому влекущему вовне потоку невозможно. Дилетанту всегда кажется, что творящий художник, молчаливо сосредоточенный на своей работе, теряет половину радостей жизни. Но художник-то знает, что если и пока он не сможет настроиться для проведения своей энергии, ему не создать творения неувядающей красоты.
Как говорит Патанджали, при таком перенаправлении своих энергий – от внешней материи к своему «Я», – человек развивает дремлющие в нём тонкие силы, или йогические сиддхи. Йоги утверждают, что когда эти силы больше не растрачиваются впустую и не расплёскиваются в песок материи, а собираются и направляются в одну точку полностью управляющим собой сознанием, человек вряд ли найдёт что-либо невозможное для себя. Говорят, что великие йоги могут создавать и разрушать целые галактики. Нет никаких сомнений в том, что реализация, достигаемая в собственном «Я», намного превосходит всё то, что может найти ум, воображающий себя свободным в своём презрении к самоограничению и, не подчинясь никакой дисциплине, бегающий по «извилистым дорожкам» чувственной распущенности.


Свадхъяя (самоизучение)

Интроспекция позволяет нам увидеть Бога в себе. Нет необходимости в осуждении себя и своих качеств, нужно просто развить способность иметь абсолютно ясный ум и объективность. Без интроспекции практически невозможен прогресс на духовном пути. Сила, которая приходит при безупречном Самоизучении – это видение того аспекта Бога, которому вы поклоняетесь.
Свадхьяя переводится обычно просто как «изучение» (писаний, как правило). Но «сва» означает «я», поэтому правильнее переводить это как «изучение себя». Правильное изучение человека состоит не в чтении книг или сборе интеллектуальной информации. Это увлекательнейшее открытие самого себя. Но изучение себя это, опять-таки, больше, чем просто самоанализ и выявление скрытых мотивов. В более глубоком смысле это ещё и самоосознание.
Говорят, что разница между настоящим изучением в йоге и школьным изучением заключается в том, что в школе желают получить знания, а в йоге – потерять их. Изучение себя в понимании йоги это искоренение из сердца тех иллюзий и ложных привязанностей, которые не позволяют человеку осознать свою истинную суть как Бесконечного Духа.
Изучение себя начинается с тщательного наблюдения за своими мыслями, чувствами и мотивами. По мере продвижения в этой практике человек открывает главную реальность своего существа, которая находится за пределами мысли, формы и вещества и которую нельзя ни наблюдать, ни анализировать, ни даже точно определить, хотя иногда по присущему ей качеству её называют РАДОСТЬЮ.
Согласно Патанджали, достижение совершенства в практике свадхьяя даёт способность общаться с существами из высших сфер существования и получить от них помощь.
Волны радио и телевизионных программ окружают нас со всех сторон, но мы не можем принимать их, пока не настроим свои радио- и телевизионные приёмники на их частоты. Подобным же образом существуют и более высокие существа и более высокие уровни сознания. Но мирской человек, будучи не в состоянии настроить свой ум достаточно тонко для их восприятия, едва ли может помыслить об их существовании. Изучая себя и в результате открывая внутри себя глубокие состояния сознания, человек выходит на тот диапазон частот, где становится возможным общение с великими душами. Желая получать от них помощь, необходимо стать сосудом, способным принимать такую помощь.
Следует также понимать, что в этом-то и состоит более глубокий смысл йогических асан: не только дать человеку здоровое тело, но и подготовить это тело, подобно храму, для общения с Абсолютом и с теми возвышенными существами, что постоянно живут в Его свете.

Ишвара Пранидхана (преданность)
Преданность направляет естественную любовь сердца от мирских объектов к Богу. Это совершенно необходимое качество на духовном пути. Если Преданность достаточно сильна, возможно достигнуть цели даже без техник, как это делали христианские святые. При безупречной Преданности мы попадаем в состояние "Самадхи", или Божественное блаженство.
"Преданность Превышнему Господу" составляет пару с "воздержанием от неправды". Совершенная правдивость влечёт за собой нечто большее, чем правдивость знаменитого признания Джорджа Вашингтона: "Отец, это я срубил вишню". Совершенная правдивость означает безоговорочное признание того, что существует лишь одна реальность – Бог. Вне Его (или Её) у нас нет существования. Преодоление соблазна отложить момент встречи с конечной истиной о себе – такая непреложная и абсолютная честность по отношению к самим себе допускает лишь один результат, суть которого заключена в последней нияме: "Преданность Превышнему Господу".